Тип урока: отработка знаний и умений
Форма проведения: сюжетно-ролевая игра
Сюжет: Водное путешествие по Миру Веществ.
Маршрут: "Рифы формул"- "Море Звука"- "Бухта Распределения" - "Река Превращений"- "Поток Уравнений".
Задачи урока:
" актуализировать знания о классификации веществ;
" отработать умения различать химические формулы веществ разных классов,
" умения составлять уравнения реакций;
" продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности;
" умения делать выводы;
" создавать условия для воспитания желания учиться с интересом.
Методы и методические приемы:
" индивидуальная работа с химическими формулами;
" чтение вслух формул и названий веществ;
" демонстрационный химический эксперимент;
" самостоятельная работа по составлению химических уравнений;
" конспектирование материала в тетради.
Оборудование: штурвал, разделенный на секторы, реактивы для демонстрационного эксперимента; презентация (приложение №1)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
- Каждый из нас любит путешествовать и сегодня, мы совершим путешествие в "Мир Веществ" (слайд№1). Я - капитан корабля под названием "Вещества", а вы его пассажиры. Мы совершим путешествие по маршруту: "Рифы формул"- "Море Звука"- "Бухта Распределения" - "Река Превращений"- "Поток Уравнений"(слайд №2).
А ваши тетради превратятся в путевые дневники, где мы будем отмечать этапы нашего маршрута.
3. Записи в путевом дневнике (слайд №3):
Итак, в путь! Но нас ждут неприятности! Наш корабль выбросило волной на "Рифы Формул".
Отметим в путевых дневниках: "Рифы формул".
Их необходимо преодолеть, чем быстрее, тем лучше!
-Даны названия веществ, вам нужно записать их формулы(слайд №4).
Фосфат калия; хлорид цинка; сульфат алюминия; хлорид кальция; нитрат калия; сульфат натрия; фосфат магния; хлорид алюминия; нитрат магния; сульфат цинка.
-На горизонте "Море Звука" ( на штурвале -сектор "Море Звука")
Вы слышали, как шумят волны? Громко, ритмично. Сначала вы все вместе читаете формулы, а затем их называете(слайд №5).
K CL, Na2 SO4, K3PO4, Cu Cl2, Ca SO4, KNO3, K2S, Fe Cl2, Mg SO4, Na2CO3, Al PO4, Mg Cl2, CuSO4, Ag NO3.
-Море разволновалось, не застиг бы нас шторм!
Взять курс на тихую бухту - "Бухту Распределения" ( на штурвале - новый сектор)
Запись в путевых дневниках(слайд №6).
На любом распределительном пункте что-то распределяют, делят, классифицируют.
Распределите все формулы веществ по классам: "Оксиды", "Кислоты", "Соли", "Основания" и дайте им названия.
HCl, CaO, KNO3, NaOH, CaSO4, P2O5, HNO3, Cu (OH)2, Na2CO3, Fe 2O3, Mg (NO3)2, KOH.
4. Динамическая пауза (физкультминутка).
-Мы держим путь к "Реке Превращений" (на штурвале - новый сектор), сделаем пометку в путевых дневниках(слайд №7).
Вам необходимо записать цепочку превращений.
-Демонстрация превращений: сжигание фосфора в колбе, смешивание продуктов горения с водой, взаимодействие с лакмусом, добавление щелочи по каплям, добавление нитрата серебра, добавление азотной кислоты.
-Ученики записывают в тетради цепочку превращений.
P - P2O5 - H3PO4 - Na3 PO4 - Ag3PO4 - H3PO4 (слайд №7)
А сейчас берем курс к последнему пункту нашего маршрута "Поток Уравнений"
(слайд №8)
Отметим это в путевых дневниках.
-Вам необходимо написать поток уравнений реакций на основе увиденного на "Реке Превращений" (самостоятельная работа по записи уравнений).
-Наше путешествие подошло к концу, спасибо вам за участие в нашем плавании
(слайд №9)
4. Итог урока. Оценочный балл.