Тип урока: отработка знаний и умений
Форма проведения: урок - зачет с использованием различных технологий
Образовательные задачи урока: провести тестовый самоконтроль, выяснить насколько усвоен материал по теме, определить эффективность своей работы на уроке;
Развивающие задачи: развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать; закрепить умения составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты, определять типы химических реакций; умения работать с дидактическим материалом; развивать познавательные интересы; развивать умение решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций;
Воспитательные задачи: воспитание упорства и настойчивости в достижении цели; точности выполнения рекомендаций.
Оборудование: карточки с заданиями химического диктанта; карты прохождения маршрутов и задания к ним, итоговые тесты, тест "Улыбка".
Ход урока:
I, Организационный момент. Постановка задач урока ( стадия вызова).
II. Обобщение и повторение темы (стадия осмысления).
1. Проверка домашнего задания (решение задач по уравнениям химических реакций).
2. Химический диктант :учащиеся записывают букву Х или Ф (Приложение№1)
3. Прохождение маршрута: учащиеся группами обсуждают задания и вырабатывают маршрут. Выбор правильного ответа на каждое задание позволяет определить буквы, из которых в итоге складывается очередное слово. После этого группа отчитывается о выполнении задания (Приложение №2).
4. Динамическая пауза (Физкультминутка).
5. Итоговое тестирование.
Ученики выполняют итоговый тест (Приложение №3), обмениваются работами, проводят взаимопроверку, сверяя ответы с записями на доске, затем рассчитывают коэффициент усвоения темы (Приложение №4).
III. Рефлексия
1.Подведение итога обобщения. Учащиеся оценивают свою работу на уроке и выставляют оценки. Домашнее задание у каждого индивидуальное.
2. Тест "Улыбка" ( Приложение №5).
IY. Итог урока. Оценочный балл. Награждение - вручение открыток (Приложение №6).
Приложение №1.
Химический диктант
Физическое или химическое явление ( поставьте букву Ф или Х):
1. Ржавление железа
2. Образование кристаллов соли при выпаривании солевого раствора
3. Выделение пузырьков газа при гашении соды уксусом
4. Скисание молока
5. Растирание кусков сахара в пудру
6. Таяние льда
7. Испарение воды
8. Почернение медной пластинки при нагревании на огне
9. Растворение соли в воде.
Приложение №2
Прохождение маршрута
Маршрут "Щ"
Задание 1. Выберите физическое явление:
1. образование зеленого налета на медной пластинке;
2. образование инея на деревьях;
3. ржавление железа.
Задание 2. Выберите химическое явление:
1. Горение угля
2. замерзание воды;
3. плавление свинца.
Задание 3. К какому типу реакций можно отнести следующую реакцию:
Fe + CuCl2 = Fe Cl2 +Cu
1. разложение
2. соединение
3. замещение.
Задание 4. Необходимым условием для протекания химических реакций является:
1. измельчение твердых веществ
2. соприкосновение веществ
3. растворение веществ.
Задание 5. При горении 16 г. метана в соответствии с уравнением реакции
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O расходуется кислород массой:
1. 64г.
2. 32г.
3. 16г.
Маршрут "О"
Задание 1. Выберите физическое явление:
1.таяние льда
2. горение древесины
3. ржавление железа.
Задание 2. При каких реакциях получается одно новое вещество:
1.замещение
2. разложение
3. соединение.
Задание 3. Определите тип реакции: FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 + 3 NaCl:
1.обмена
2.замещения
3. разложения.
Задание 4. Какая реакция относится к реакциям разложения:
1. 2SO2 + O2 = 2SO3
2. Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
3. 2H2O = 2H2 + O2
Задание 5. Масса метана, при сгорании которого в соответствии с уравнением реакции
CH4 +2O2 = CO2 + 2 H2O образуется 36г.воды, равно:
1.16г.
2. 32г.
3. 44г.
Маршрут "З"
Задание 1. Выберите химическое явление:
1. Испарение воды
2. Плавление парафина
3. Горение свечи
Задание 2. При каких реакциях одно исходное вещество:
1. соединение
2. разложение
3. замещение
Задание 3. В каком уравнении допущена ошибка при расстановке коэффициентов:
1.6HCl + Cr2O3 = 2CrCl3 + 3H2O
2. 2Cu + O2 = 2CuO
3. 2Al + 2O2 = 3Al2O3
Задание 4. Сумма коэффициентов в уравнении реакции
NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4 равна:
1. 2
2. 4
3. 5
Задание 5. При взаимодействии 4 моль серной кислоты с цинком выделится водород объемом:
1. 44,8л.
2. 22,4л.
3. 89,6л.
Приложение №3
Итоговый тест
Вариант 1
Выберите правильные утверждения:
1. Фильтрованием можно разделить смесь, которая состоит из жидкости и нерастворимого в ней твердого вещества.
2. Нагревание известняка CaCO3 = CaO + CO2 относится к реакциям соединения.
3. Для проведения реакции соединения необходимо взять одно исходное вещество.
4. В уравнении реакции коэффициенты расставлены правильно:
2HgO = 2Hg + O2
5. Химическая реакция, уравнение которой CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu относится к реакциям разложения.
6. Необходимым условием для протекания химических реакций является соприкосновение веществ.
7. Химическая реакция, уравнение которой: FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl относится к реакциям обмена.
8. Водный раствор сахара можно разделить фильтрованием.
9. Образование трех новых веществ- химическое явление.
10. В уравнении реакции 4Mg + O2 = 2MgO коэффициенты расставлены верно.
Итоговый тест
Вариант II
Выберите правильные утверждения:
1. Испарение воды относится к химическим явлениям.
2. Порошок угля в воде можно разделить фильтрованием.
3. В ходе реакции разложения может образоваться два вещества.
4. Реакция, уравнение которой 2SO2 + O2 = 2SO3 относится к реакциям разложения.
5. Коэффициенты в уравнении верно расставлены: Na2O + 2HCl = 2NaCl + H2O
6. Плавление свинца - явление физическое.
7. Горение магния 2Mg + O2 = 2MgO относится к реакциям соединения.
8. В результате реакции соединения получается одно простое вещество.
9. Химическая реакция, уравнение которой 2Na + S = Na2S относится к реакциям разложения.
10. Горение угля - физическое явление.
Приложение №4
Рассчитайте К усвоения темы:
К усв. = (Х - У) / Х * 100%,
Где Х - количество утверждений (Х= 10);
У - количество ошибок ( неверных чисел в списке правильных ответов).
Критерии оценки:
100% - отличное усвоение темы ("5")
80-90% - хорошее усвоение темы ("4")
60 - 70% - удовлетворительное усвоение темы ("3")
Менее 60% - тема не усвоена ("2").
Домашнее задание:
Приложение №5
Тест "Улыбка"
На мордашке забавного человечка вместо рта 15 точек, расположенных в три строки. Этим точкам соответствуют 5 вопросов и 3 варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ, поставить точку, а затем соединить их плавной линией.
Приложение "6"